Управление услугами и проектами в IT
Поиск
Авторизация

Что же такое ITIL?

Слово (вернее аббревиатура) сейчас очень модное и очень часто встречающееся в публикациях и на ИТ-шных тусовках. Возникла даже своеобразная мода на “внедрение ITIL“.

Чем вызван столь бурный интерес к ITIL?

ITIL® (Information Technology Infrastructure Library) – библиотека наиболее эффективных методов организации и управления для компаний, ведущих свою деятельность в области информационных технологий, а также для компаний, организаций и учреждений, желающих построить эффективный процесс управления и взаимодействия как внутри компании, так и с внешними поставщиками и потребителями ее услуг.

Она содержит обобщенное описание удачных управленческих решений, лучших из применяемых на практике способов организации работы IT-подразделений разных предприятий или обособленных IT компаний по всему миру, предоставляющих услуги в области информационных технологий.

ITIL, по сути, представляет собой набор публикаций, содержащих рекомендации по предоставлению качественных услуг, а также процессов и компонентов, необходимых для их поддержки. Основная цель ITIL – продвижение современных знаний и обмен опытом в области.

В библиотеке ITIL детально описаны наиболее важные и актуальные направления деятельности IT-подразделения и IT-компании.  Основополагающим принципом ITIL является процессный подход, позволяющий разграничить цепочку взаимодействий IT-структуры на отдельные процессы и четко описать принцип работы каждого из них и точки их взаимодействия, исходя из поставленных перед каждым структурным подразделением и перед бизнесом в целом задач. Также в библиотеке ITIL рассматриваются задачи, процедуры и зоны ответственности конкретных исполнителей и структурных подразделений.

ITIL – это методология, суть которой в построении IT-процессов, которые, в конечном счете, приведут к созданию сервисной модели. В этом отношении третья версия, вводящая в обиход понятие жизненного цикла сервиса (Service Life Cycle) , является важнейшим шагом на пути к сервисной модели.

В действительности, ITIL – это не более чем хороший методический материал, в котором систематизирован опыт в области управления IT-процессами, накопленный ведущими мировыми компаниями. В разных странах бизнес-процессы отличаются, в разных компаниях IT-процессы различны, поэтому ITIL это не “инструкция по применению” и не предписание, а тем более не стандарт по автоматизации, а методология. Как любая методология, в ней отсутствует информация об инструментарии, который нужно использовать для решения конкретных задач.

Внедрение методологии ITIL – это попытка творческой адаптации чужого “лучшего опыта” (best practices) для решения собственных, конкретных задач. И подходить к этой адаптации нужно гибко и именно творчески – возможно чей-то опыт управления IT-процессов окажется лучше и эффективнее. Ведь повышение эффективности IT-процессов это только средство для достижения конечной цели – повышения эффективности бизнеса.